Tertium Datur

  Автор:
  15

    

Знаменитая фраза из сказки Алексея Толстого "Золотой ключик":
   "Пациент или жив, или он умер. Одно из двух".

Третьего не дано. Tertium non datur. Закон классической логики.

И всё-таки третье дано. Оно находится там, за дверью, в которую ушли герои сказки.

И утром я отчётливо услышала:

    Только детские книги читать,
    Только детские думы лелеять,
    Все большое далеко развеять,
    Из глубокой печали восстать.

                   Осип Мандельштам (1908)

Алексей Толстой точно знал: они уходят, чтобы остаться. А как ещё можно рассказать, о чём невозможно молчать. Только сказкой.

В мире, в котором действуют суровые законы логики, нет никакого третьего. Или – или.

Но оно, третье, — есть (tertium datur), и с этим ничего нельзя поделать. За ним гоняются, чтобы убить, но оно живо и процветает.

Искусство, говорят, умирает? В мире без Бога, может, и умирает, а мы живём в ином мире.

         

А дверь эта, куда уходят герои, вон она наверху, в точке невозврата.

Если картинку перевернуть, то эта точка находится внизу, разницы никакой. Достаточно чуть-чуть воображения, а дальше жизнь только начинается.

    

Герои наши никуда не уходят. Они "умирают" для мира, и становятся неуязвимыми для зла. Слепое зло их просто не видит. А воскресшие герои находятся, как и прежде, среди нас.

Такая вот весёлая игра.

Зло – это не какое-то чудовище с зубами и клыками. Почему Фемиде, богине правосудия, завязали глаза?

Это, чтобы она не принимала видимое за действительное. И это очень мудро!

Как говорил герой ещё одной детской сказки: "Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь".

Об этих воскресших героях мало что известно. Но, если любого из них спросить, ‘правда, что ты умер и воскрес?’ и в ответ услышать ‘да’, реакция у всех будет одна:
   — Врёшь!

Есть в Евангелие выражение: "Греху умре" (умереть греху).

Здесь слово грех в единственном числе. Один единственный есть грех, убивающий человека – нелюбовь.

На днях я посмотрела фильм Андрея Звягинцева, получивший приз на кинофестивале в Каннах, "Нелюбовь".

Можно ли по фильму сказать, что автору известно, что такое любовь? Ведь, если ты говоришь, ‘это не снег’ предполагается, что ты знаешь, что такое снег.

У меня впечатление, что автору мало, что известно про любовь, потому и нелюбовь у него получилась, похожей на вялотекущую шизофрению. Лечение бесполезно.

Через неделю выйдет наш новый курс для детей и взрослых.
Называется "Storytime".

    
Вот, что может исцелить человеческое сердце, иссохшее от нелюбви.

Умение рассказывать истории живые, а не мёртвые.

Оставайтесь с нами. Учитесь слушать и рассказывать.

Впереди ещё столько всего интересного. Любящее сердце бездонно.

А я прощаюсь с вами до скорой встречи!
Good-bye!


 

Из тупика

  Автор:
  49

    
     Карл Поппер (1902 – 1994)

Есть люди философствующие, есть – любопытствующие. И те и другие до смерти любят поговорить, поспорить, покритиковать.

Но есть другая категория людей — люди говорящие и одновременно молчащие. Среди них есть истинные гении, способные перехитрить самого сатану.

Они не спорят с ним, не опровергают его, а идут в самое логово зверя и загоняют его в тупик.

А там делай с ним, что хочешь, сатана не может прорасти сквозь крышу и выйти на свободу.

         

Карл Поппер был ни много ни мало теоретиком науки, но сумел оградить себя от необходимости постоянно отражать нападки противников, мешающих ему работать.

Он сформулировал постулат, согласно которому критерием научности теории является возможность её опровержения.
То есть теория может быть названа научной, если она может быть опровергнута в принципе. Неопровержимая теория научной не является.

Этот критерий Поппера никому ещё не удалось опровергнуть.
Так гениальному мыслителю удалось избежать необходимости с кем-то спорить, и кому-то что-то доказывать. Всё необходимое было сказано, дальнейшее – молчание.

Есть такая наука – психология. Она вполне опровержима и потому имеет право быть, хотя верить ей мы не обязаны. Завтра она будет говорить другое.

А мы обратимся к опыту.
Сегодня речь пойдёт О ПАМЯТИ.

Один бывший школьник вспоминает, ‘меня с детства заставляли зубрить скороговорки’.

Зубрить?
Я знаю точно, что ни стихи, ни скороговорки зубрить не надо, хотя массовое заблуждение состоит в том, что иностранный язык – это то, что нужно зубрить.

Проведём эксперимент:

     Many an anemone sees an enemy anemone.

     Many an anemone sees an enemy anemone.

         anemone [ə'nemənɪ] – цветок
         enemy ['enəmɪ] – враг

    

Достаточно осмыслить (оживить в воображении) и медленно произнести несколько раз. Язык, который у нас во рту, запомнит фразу сам, и легко. Так рука запоминает то, что ею написано.

Главное – это работа со смыслом, хотя нам постоянно внушают, что в скороговорках смыслов нет. Если кто-то не видит смысла, это не значит, что его там нет.

Соль (смысл) этой скороговорки заключается в том, что слова anemone [ə'nemənɪ] и enemy ['enəmɪ] похожи.
С толку сбивают ударения. На них и надо обратить особое внимание.

Это происходит только, если вы видите, что там происходит.

"Большинство анемонов (a’nemone) видит врага (‘enemy) анемона (a’nemone)" (как девушки красотки на показе мод видят врагов в других красотках).

Если только повторять слова никакого толку не будет. В словах жизни нет. Жизнь есть в жизни. Вдохнём жизнь в ситуацию, и всё получится легко.

В этой крошечной скороговорке есть и точная грамматическая форма, и мелодия фразы, и остроумие.

А зубрёжка — удел лентяев и тупиц.

Работа, проделанная с любым самым коротким осмысленным текстом строится на фундаменте смыслов.

Значит – строим навсегда. Любое новое знание кладётся на фундамент долговременной памяти.

Кратковременная память — чтобы донести до экзамена и выбросить ненужное как балласт.

Язык не учат, не запоминают, а усваивают, как пищу. Ненужное – выбрасывается. И очень важно, что мы читаем и слушаем.

Вот вам и вся наука. Поди – опровергни.

Сознание – это со-знание. Знаю вместе с языком.

Язык никогда не заведёт в тупик, потому что у него нет крыши. Выход свободен. Там солнце, свежий ветер и свет.

А тупик для тупиц.

Кто слышит, тот и остаётся с нами!
Good-bye!


 

Второе дыхание

  Автор:
  36

        

Расскажу вам историю.

Родился в Америке очередной гений, решивший, что, если никому не удалось спасти человечество от неминуемой гибели, то теперь уж точно пришла его, гения, пора.

Some hopes!

Его занимала мысль, может ли один человек кардинально изменить ход истории.

Имя его – Ричард Бакминстер Фуллер.

Он видел, что политическая тенденция ставить на первое место материальное благосостояние, ведёт планету Земля к гибели, ведь ресурсы планеты не безграничны.

И он начал свои эти идеи пропагандировать.

В мгновение ока он стал persona non grata. У политиков один девиз: "после нас хоть потоп" ("Après moi, le deluge").

Но гений не таков, он нашёл способ обратить на себя внимание.

И вот романтик-гуманист, изобретатель, архитектор, мечтатель, философ, решивший повернуть ход истории, придумал купольные здания, которые человек может построить своими руками, и стал миллионером.

Многое ещё он умел, и хотел, чтобы умели другие.

    

Он не был против благосостояния, он был против психологии потребления. Его новый человек должен был учиться многое делать сам, в том числе и строить свою жизнь.

Но, как известно, "благими намерениями вымощена дорога в ад".

Построив чудесный дом собственными руками, человек успокаивается на время, чтобы снова начать грезить о несбыточном.

    А счастье было так возможно, так близко.

Bucky Fuller был материалистом, и был уверен в том, что человек из плоти и крови должен быть жизнью доволен.

Но почему же он не доволен?

Английский язык ответа не даёт. Зато даёт русский.

Доволен. Это то, что до воли. А кто не доволен, тому, век свободы не видать.

Случайно ли Спаситель наш говорит: "Я кроток и смирен сердцем"?

Но человек, хоть золотом его осыпь, останется недовольным, потому что не это ему нужно, а что, он не знает сам.

И может никогда не узнать, если не будет умирать от жажды.

Но Фуллер был уверен, что он знает секрет человека довольного жизнью. И считал таковым себя. Он говорил: "Call me Trim Tab Bucky".

Trim Tab — это такое приспособление, позволяющее экономить топливо и беречь лодку или самолёт от преждевременного износа.

И себя Фуллер называл Trim Tab. Это метафора у Фуллера.

И на могильной плите его написано "CALL ME TRIMTAB"  BUCKY.

    

Только он сам знал, что он имел в виду под этой метафорой. А нам предлагал догадываться самим.

Он сформулировал идею, как строить жизнь, doing more with less (делая большее из меньшего).

Я, может быть, и не поняла бы, что это значит, если бы жизнь сама не привела меня к тому же самому открытию.

Это долго рассказывать, но суть заключается в том, чтобы малыми усилиями достигать больших успехов.

Это напрямую относится к изучению языка, если согласиться, что человек учится, играя.
    

"Больших успехов малыми усилиями достигают только дети, потому что они живут, играя.
Они не ставят себе целей приобретений, и быть объектом чьих-то мнений
задачи для себя не видят никакой. Они погружены в мир сказки золотой
и в этом чуде восприятия – находят для себя занятия.
К 13-ти годам дитя взрослеет, и легкостью игры подросток больше не владеет,
игру – теряет он как дорогого друга. А взрослые – все делают с таким нажимом и с такой натугой,
что мелочи и пустяки им достаются дорого весьма.
Все это – от того, что невозможно взрослому сказать : "Приди, моя мечта, ко мне сама!"
А кто такой возможностью владеет, задаром тот все, что желается, имеет".
                                                        (Автор неизвестен)

Все наши программы построены так, чтобы не было у наших читателей ощущения труда и тяжести, но удовольствия, радости и постоянных открытий.

Об этом нельзя рассказать, но можно подарить.

   Подарить радость!

  Оставайтесь с нами!