Особая глубина при минимуме слов

  Автор:
  84

   Давайте проверим, хорошо ли мы говорим по-русски.
    Вот такими словами мы можем оперировать, говоря о стихах (Словарь эпитетов):

При положительной оценке стихов.
Алмазные, безупречные, бессмертные, бесхитростные, благозвучные, весомые, волшебные, выпуклые, выразительные, гармоничные, гибкие, гладкие, глубокие, гранёные, динамичные, ёмкие, живые, звонкие, звучные, изящные, искрометные, колоритные, красочные, легкие, мелодичные, музыкальные, мягкие, напевные, неповторимые, отточенные, отшлифованные, певучие, плавные, пластические, прекрасные, рафинированные, самобытные, свежие, сладкозвучные (устар.), сочные, стройные, тонкие, чеканные, ювелирные, яркие.

При отрицательной оценке стихов.
Бездумные, бескрылые, беспомощные, бледные, варварские, витиеватые, высокопарные, грубые, дубовые, затхлые, заумные, искусственные, косные, кудрявые, надуманные, напыщенные, небрежные, негладкие, неодухотворенные, неуклюжие, пустозвонные (разг.), пустые, рутинные, рыхлые, свинцовые, серые, скрипучие, тяжеловесные, тщедушные, убогие, фальшивые, ходульные, холодные, цветистые, шероховатые.

О стихах, проникнутых какими-либо мыслями, идеями, выражающих или вызывающих какие-либо чувства, настроение и т. п.
Бодрые, ветреные, взволнованные, воздыхательные (устар.), вольнолюбивые, грозные, грустные, дерзкие, дидактические, дружеские, едкие, желчные, задорные, игривые, издевательские, колкие, колючие, ласкательные (устар.), легкомысленные, ликующие, лукавые, мрачные, мстительные, мятежные (устар.), наивные, насмешливые, нежные, нравоучительные, обличительные, одухотворенные, печальные, пламенные, презрительные, проникновенные, разящие, сентиментальные, слезливые, страстные, суровые, теплые, торжественные, тоскливые, трогательные, умилительные, унылые, хлёсткие, чувствительные (устар.), шаловливые, шуточные, эмоциональные, ядовитые, язвительные. Долговязые, доморощенные, железный (ед.), зернистые, мощные, осиновые, парные, строптивые, сюсюкающие, тесный (ед.), узорчатые, черствые. Альбомные, белые, восьмистопные, дактилические, духовные, лирические, одические, поздравительные, силлабические, тонические, эротические, ямбические и т. п.

Прочтём вслух эти очень известные стихи Бориса Пастернака.

Попробуем оценить их по-русски исключительно для себя, сначала не глядя в шпаргалку.
Наверняка, вы удивитесь, как богат русский язык.

Борис Пастернак

Мой друг, ты спросишь, кто велит,
Чтоб жглась юродивого речь?

Давай ронять слова,
Как сад — янтарь и цедру,
Рассеянно и щедро,
Едва, едва, едва.
Не надо толковать,
Зачем так церемонно
Мареной и лимоном
Обрызнута листва.

Кто иглы заслезил
И хлынул через жерди
На ноты, к этажерке
Сквозь шлюзы жалюзи.

Кто коврик за дверьми
Рябиной иссурьмил,
Рядном сквозных, красивых
Трепещущих курсивов.

Ты спросишь, кто велит,
Чтоб август был велик,
Кому ничто не мелко,
Кто погружен в отделку

Кленового листа
И с дней экклезиаста
Не покидал поста
За теской алебастра?

Ты спросишь, кто велит,
Чтоб губы астр и далий
Сентябрьские страдали?
Чтоб мелкий лист ракит
С седых кариатид
Слетал на сырость плит
Осенних госпиталей?

Ты спросишь, кто велит?
— всесильный бог деталей,
Всесильный бог любви,
Ягойлов и ядвиг.

Не знаю, решена ль
Загадка зги загробной,
Но жизнь, как тишина
Осенняя, — подробна.

В прошлый раз мы читали стихотворение Томаса Харди
"Birds At Winter", написанное в форме триолета.

"Birds At Winter"
by Thomas Hardy



Around the house the flakes fly faster,
And all the berries now are gone
From holly and cotoneaster
Around the house. The flakes fly! – faster
Shutting indoors the crumb-outcaster
We used to see upon the lawn
Around the house. The Flakes fly faster
And all the berries now are gone!

Я думаю, что большинству наших читателей слово "триолет" ни о чём не говорит.
But the triolet is a little jewel among forms – настоящее сокровище среди поэтических форм.

   Триолет в переводе с французского означает маленькое трио (a little TRIO).
  
Вы удивитесь, как может стихотворение быть написано в форме трио, ведь трио – это ансамбль.
   А назван так триолет потому что первая строчка в этом очень коротком стихе, состоящем всего из восьми строк, обязательно должна повториться три раза.
   That’s a pretty high proportion of repetition.
   The trick is to try not to make it trite: vary the sense of the repeated lines so that while the words are the same, you get a new angle each time.
  Каждое повторение первой строчки (самой главной) является, как бы, введением нового голоса, подхватывающего тему, как в рондо.
   В триолете соединяются вертикальный ритм и горизонтальный в виде креста, что придаёт ему особую глубину при минимуме слов.

Давайте прочтём триолет Любови Тереховой "Скорбящая Радость" без оценок и комментариев, в тишине.

   Над ристалищем веры витийствует стая воронья,
   А глупцы поклоняются истово ложным святыням.
   Все кликуши торгуют камнями из Иерихона
   На ристалище веры, витийствует стая воронья…
   И однажды заплачет хранящая грОши* икона,
   Утешавшая нищую паству бесправных доныне:
   "Над ристалищем веры витийствует стая воронья,
   А глупцы поклоняются истово ложным святыням".

                                               Ноябрь, 2011.
——
* Хранящая гроши — имеется в виду Икона "Всех Скорбящих Радость" с грошиками.

А я прощаюсь с вами до следующего раза.
Good bye!

Интересная статья? Можно поделиться, кликнув на кнопку:
Оставьте ваш комментарий или вопрос