
Я сейчас вспомнила фильм «Да!». Американский.
Молодой мужчина, приехавший из Ливии и работающий поваром, влюбляется в уже не очень молодую американку, и она отвечает ему взаимностью.
В минуту ссоры он, всегда открытый и искренний, говорит ей буквально следующее: «Я учу ваши стихи наизусть, а ты знаешь ли хоть слово на моём языке?»
* * *
Я полагаю, что те, кто преследует определённую цель, например, быстренько выучить кое-что, чтобы за границей не выглядеть полным болваном, не согласится с нашей заповедью: «Тише едешь – дальше будешь». Им хочется быстрых и немедленных результатов.
“Alas! If wishes were horses, beggars might ride”.
А у нас никто никуда не спешит.
Все великие дела делаются без суеты, ведь мы имеем дело с искусством.
В поисках наиболее эффективного метода для обучающих программ «Увлекательного Английского» мы пришли к выводу, что нет ничего лучше, чем стихи, усвоенные до каждой запятой.
Возможно причина этого явления в природной предрасположенности нашего мозга к коротким, ритмичным периодам, о чём свидетельствуют современные исследования работы мозга.
Например, работы Фредерика Тёрнера (США) и Эрнста Пёппеля (Германия), опубликованные в книге “Beauty and the Brain”(Biological Aspects of Aesthetics)
Москва «Мир» 1995 г.
Не случайно, наверное, детям читают стихи, рифмованные потешки, и это приводит их в восторг.
Человек, начинающий изучать иностранный язык подобен такому дитю, только начинающему говорить.
* * *
Основная моя профессия – музыка. И так случилось, что мне довелось вести уроки музыки в общеобразовательной школе. По своей натуре я не склонна к индивидуальным занятиям с глазу на глаз с учеником, поэтому поющие в классе дети, большой хор, который был гордостью школы, наполняли меня радостью. И всё же душа моя чего-то ждала.
И вот однажды всех учителей музыки пригласили в большой зал большой школы, обещая что-то необычное. Зал был переполнен. Пришли и педагоги из общеобразовательных школ и из музыкального училища и даже из консерватории. Дело было в Нижнем Новгороде.
На сцену вышел худощавый немолодой человек, не профессиональный музыкант, по образованию инженер и рассказал нам, что он нашёл способ научить петь ЛЮБОГО человека, любого ВОЗРАСТА, с самыми средними данными, не говоря уже о детях, у которых любые способности можно развить.
Этот энтузиазм был встречен без энтузиазма. Пожимали плечами, зачем, мол, это нужно.
А он цитировал Ушинского: «Запоёт школа – запоёт народ».
Есть такие люди, не живётся им спокойно.
Продемонстрировал он нам свой метод. Все пожали плечами, а я потеряла покой и сон. Узнала, где есть школы, работающие по его методу. Давно известно, что «на ловца и зверь бежит».
Я нашла её в Самаре, где работает в оперном театре моя сестра. Она, конечно же, была в курсе страстей, разгоревшихся вокруг новоявленного энтузиаста.
Через неё я получила разрешение приехать и побывать на занятиях.
То, что я услышала и увидела ни в сказке сказать, ни пером описать. Даже не буду и пытаться.
На уроках я сидела, как завороженная. Это дети заводской окраины? Не может быть!
Суть его метода проста, как всё гениальное.
Он создал алгоритм, на котором строится крепкий фундамент музыкальности. В этом алгоритме заключалось всё, подлежащее организации и развитию одновременно: дыхание, чистота тембра, гармонический и мелодический слух, чувство метра и ритма, ощущение формы, музыкальный вкус и чувство ансамбля.
Тот самый метод, при котором развиваются не только дети, но и учитель.
Какие горизонты передо мной тогда открылись!
Господи, благодарю Тебя за всё!
Я сейчас вспомнила, что сказал по этому поводу наш известный богослов Андрей Кураев. Он сказал, что профессия учителя – это «духовно опасная профессия».
Учитель может считать, что время от времени ему может понадобиться кое-какая новая информация, но, что ему нужно продолжать развиваться – это вряд ли.
Дмитрий Ерофеевич Огороднов (так его зовут!) построил всю свою потрясающую методику на русских народных песнях всего из трёх-пяти нот. Выстраивал на них многоголосье, и получалась дивная красота, настоящее искусство.
Лично я после встречи с ним, уехала в село и десять лет работала с сельскими детьми, училась заново вместе с ними и уверена, что и сейчас, учась вместе с вами, наши дорогие читатели, мы продлеваем свою жизнь ещё на десять как минимум лет.
* * *
Обучение языку – это такая же необъятная сфера деятельности, включающая в себя множество сторон. И ещё более ответственная, чем музыка, потому что, можно и не петь вовсе, и в музыке не разбираться, но не говорить нельзя.
Продлевайте свою жизнь творчески, ведь жизнь даётся нам только один раз. Живите радостно!
Да не оскудеет рука дающего!
Ирина Арамова