Если вы помните мой предыдущий опус, его герой легко решил логический парадокс, добавив к двум его составляющим третий.
Он, наш герой не мыслит только категориями "или-или", к которому привыкло линейное мышление. Линейное мышление хорошо, когда выбор сделать необходимо: направо пойти или налево?
Но в жизни нам встречаются задачки посложней. Вот, Сальери утверждает, "нет правды на земле, но нет её и выше". (Ни здесь нет, ни там нет – нигде нет).
Отрицание снимает вопрос. Но ставит новый: "Иль я не гений?"
Моцарт такой вопрос задать даже себе не может. Он любит Сальери, считает его своим другом. Но чёрный человек к нему уже приходил.
Если здесь и есть гений, так это Пушкин.
Вот ещё одна задача. Почему Гёте считает себя человеком-инкогнито?
Incognitus – это слово-процесс. Человек-инкогнито испытатель и испытуемый одновременно.
Это люди плоского мышления могут считать, что они могут понимать гений Гёте и даже судить о нём. Критики, переводчики и другие, глухие и слепые.
Видящему же достаточно и одного сонета или афоризма, чтобы понять, кто перед ним.
Трудно даже представить себе, сколько всего написано и о Гёте, и о Шекспире, и всё мимо.
Это и есть инкогнито. Пытаются узнать и не могут, как не могут попасть в царский чертог из внешней тьмы.
Чтобы научиться этому, нужно учиться работать в условиях строго ограничения.
Так и своих учеников учил ещё один человек–инкогнито Дмитрий Ерофеевич Огороднов, создатель уникальной методики развития человека.
Он назвал её "Ковчег" ("Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека гуманного").
Я о нём рассказывала не раз. Он знал намного больше, чем говорил; он верил, что в ученике заложено зерно истины, и вел его осторожно в условиях строгого ограничения.
Результаты невозможно было предсказать заранее. Он шёл за учеником, страхуя его от любого неверного шага. Он учил нас молча, как не отступать.
Он двух месяцев не дожил до ста лет, но так и умер инкогнито. У него тоже был Учитель, только он никогда о Нём не говорил.
Он учил нас совместному действию. Между нами не было границ. Это делало его другом, которого человек ищет всегда.
Мы дышали в одном ритме, голоса были одного тембра, как в слаженном скрипичном ансамбле, сердца наши бились в унисон. Мы были одним живым организмом.
Мы минимальными усилиями делали очень многое, чтобы потом безо всяких усилий сделать всё.
На Востоке говорят: "Когда ученик готов, приходит Учитель".
Он пришёл в нужный час в нужное место. Наша встреча была предопределена.
Можно спросить, могли бы мы не встретиться или не могли?
Это вопрос из категории "или-или".
Мы так не мыслим. Все реки текут в море.
"Какое чудо противоположностей: и море не переполняется, и реки не останавливаются". (Григорий Богослов)
А я прощаюсь с вами до следующей встречи.
Оставайтесь с нами.
P. S.
Недавно один наш молодой военный эксперт-интеллектуал спрашивает, что же это происходит в мире, то ли ангел деградирует, то ли обезьяна эволюционирует?
Как говорится, третьего не дано?