Я хочу вернуться сегодня к английской поговорке “well done if twice done” и посмотреть на неё ещё раз внимательно. Есть люди, которые с детства читают сложные и серьёзные книги. И некоторые читатели уже в процессе чтения понимают, что одного раза будет недостаточно.
Надя, дочка моя и соавтор, например, закончив читать книгу Достоевского, тут же открывала её на первой странице и начинала читать заново всю от начала до конца. И это очень правильно. В этом случае события и персонажи мы видим в развитии, а всё повествование как единое целое.
Да с первого раза многие важные вещи можно просто не заметить, пропустить.
Repetitio est mater studiorum.
В нашем методе изучения чужого языка мы заложили этот принцип в алгоритм, обязательный для выполнения. Особенно это важно при дистанционном обучении языку, когда учителя нет рядом.
Я бы очень рекомендовала тем, кто только начинает заниматься с нами, скрупулёзно следовать алгоритму, хотя и знаю особенность наших людей критически или скептически относиться к необходимости заниматься всерьёз, если уж взялись.
Следуя алгоритму, мы закладываем крепкий фундамент, на котором выстроится здание языка, причём не только чужого, но и своего.
Образование человека – это его собственная ответственность, а не министерства образования.
Есть человек или нет человека – это видно сейчас уже невооружённым глазом по тому, что он говорит и как говорит. Это уже не скроешь.
Всё нас стращают лавиной информации, хлынувшей отовсюду. Но это ложные страхи.
Нужную информацию легко найти, и она встраивается в уже имеющуюся систему знаний, если, конечно, голова, потребляющая информацию, не помойка.
Человеку, заботящемуся о своём образовании, большая часть хлынувшей информации не нужна вообще, и у него хорошо развит избирательный инстинкт. На вздор у него срабатывает рвотный рефлекс.
Чем лучше образован человек, тем больше у него остаётся времени на то, чтобы читать и перечитывать хорошие книги, изучать языки, делать удивительные открытия и общаться с людьми.
Я, например, в который раз размышляла об истории пророка Ионы. Помните, мы её рассказывали, как Иона бежал из Ниневии, куда был послан для проповеди. Сел он на корабль и поплыл, куда глаза глядят. Узнав, что буря на море разыгралась по его вине, моряки выбросили его за борт, и его проглотил огромный кит. Три дня и три ночи молился Иона, пока кит его не "изблева" из своего чрева.
Тогда Иона пулей помчался туда, куда и был послан до его бегства.
Много раз размышляла я об этом, и всё удивлялась, сколько информации можно извлечь из этой истории тем, кто имеет уши. А сколько там таких историй!
Всё спрашивают, есть ли в священных книгах юмор? Да сколько угодно! Главное, чтобы чувство юмора было у читателей. Но это уже дар Божий. На нет, и суда нет.
Кстати, есть учёные-богословы, которые очень тщательно изучают эту историю и судьбу Ниневии, а также судьбу Ионы, который был действительно историческим персонажем. Они могут даже лекции читать студентам на эту тему на полном серьёзе. А ведь это произведение искусства.
И тем не менее Иону после пребывания его во чреве кита морского "Бог показал невредимым всем присным" (3Мак. 6:6). (Присным - значит, не всем показал, а только тем, кто знает).
А мы точно знаем, кто побывал в чреве у кита или у другого какого-нибудь чудовища, вроде любой закрытой системы, эту историю поймёт правильно. После трёхдневных молитв пленника чудовище его изблюёт, не выдержит.
И не надо пытаться вспороть брюхо чудовища изнутри. Выхода не будет всё равно. Нужно, чтобы система страдальца изблева.
И вот он на свободе цел и невредим. Тайна Христова Воскресения. Актуально и по сей день.
А говорю я всё это к тому, что человеческая история обладает таким сокровищем, что грех нам жаловаться на жизнь.
Присоединяйтесь к нам, и вы узнаете ещё много чего интересного и увлекательного.
Мы не чудовище в виде замкнутой системы. Мы - система открытая, способная развиваться и продолжать жить.
Оставайтесь с нами.
А я прощаюсь с вами до новых встреч.
Да, кстати, поговорка “well done if twice done” очень важна для того, кто хочет узнать, что есть самое трудное при начале любого дела, которое хочешь изучить.
Очень часто при изучении языка сразу что-то не понятно, например, в грамматической конструкции. Через некоторое время нужно к этому месту вернуться. Сосредоточиться на нём ещё раз, и откроется. Мозг своё дело знает.
А в заключение ещё одна цитата для любознательных:
"…ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым, — без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе, хотя эти основания в большинстве случаев вовсе не могут быть нам известны".
Готфрид Вильгельм Лейбниц, 17 век