Practice makes perfect

  Автор:
  523

art

Есть у нас поговорка “Дело мастера боится”, а в английском языке она же звучит так:

Practice makes perfect


"Когда ученик готов – появляется Учитель"

 

Евгения Горац

http://zhurnal.lib.ru/e/ewgenija_g/

Эссе про эссе

"Моя задача, – научить вас "как знать, о чем писать", вернее открыть каналы, по которым будут приходить темы. Хотите?- спросил профессор.


Меня зовут Джек Ганцер, я ваш профессор английского, меня можно называть профессор, доктор Ганцер или мистер Ганцер, а можно просто Джек, но ни в коем случае не называйте меня мистер Джек, – я этого не выдерживаю…
Я зарегистрировалась на этот класс потому, что мне его посоветовали бывалые студенты: мол, только Ганцер может научить писать по-английски красиво – у него индивидуальный подход к каждому студенту с учетом его страны происхождения. А я твердо решила научиться писать по-английски красиво и избавиться, наконец, от ошибок.
– Ну, ваши ошибки очень типичны: артикли – это общая болезнь русскоязычных студентов…
– А зачем нужны эти артикли? Если я скажу "seventeen century" без артикля "the", вы что, не поймете о чем я говорю?
– Я сразу пойму, что вы из России….. Лучше объясните мне: почему "clock" (часы) вы называете " they" (они) – во множественном числе?
– Потому что в русском мы говорим о часах почему-то во множественном числе.
– О, как интересно! А почему вы не соблюдаете определенный порядок слов в предложении? Разве в русском языке можно в любом порядке слова в предложении ставить?
– Да, можно даже таким образом выделить главное, например: "Вчера я встретил Пита в кино ", " Пита я встретил вчера в кино" и "В кино вчера я встретил Пита."- все фразы имеют разный оттенок и ударение можно сделать на том слове, которое произносится первым.
– Ага, ага, теперь я понял почему русскоязычные студенты делают такие ошибки, верно, вам английский кажется монотонным раз так, но это искупается огромным словарем… А пока все же, будьте добры, соблюдайте порядок слов, по крайней мере, до определенного момента…
– До какого момента?
– Пока не научитесь писать, как следует, конечно…
– А как научиться писать, как следует?
– Practice makes perfect… Все же, русский язык – занятный такой – я не понимаю почему в русском стол это – "он", а машина – "она".
А действительно, почему?
***
– Будете писать эссе.
– Но про что эссе? На какую тему?
– А какие темы в классе литературы вам запомнились больше всего?
– Запомнились? Пожалуй, "сравнительная характеристика двух любых женских литературных образов, которые мы учили в течение семестра".
-И кого вы сравнивали?
– Шахерезаду и Дездемону.
– Было трудно?
– Нет. Обе из высшего общества, обе юные красавицы…. ну и различия… нет не трудно, просто смешно немножко…
-Понимаю. А какое самое трудное из всех сочинений было?
– В классе античной литературы. Я писала сочинение в виде речи адвоката, который защищал Медею на скамье подсудимых. Вы мне дадите тему для эссе?
– Ни в коем случае. Легче всего писать на заданную тему, но тогда это будет моя тема, а не ваша.
– А как мне выбрать тему? Откуда же мне знать, о чем писать?
– Назначение класса "creative writing" и моя основная задача, – научить вас "как знать, о чем писать", вернее открыть каналы по которым будут приходить темы. Хотите?
– Ух ты! А я смогу открыть каналы? Я хочу, да, а как это сделать?
– Пока что – просто слушаться профессора, и темы будут сами толпиться в вашей голове и просить выхода.
-Да, я слышала, что у вас какой-то свой метод…
– Завтра же пойдете в Метрополитен Музей и запишите название любой картины, "которая с вами заговорит".
-Как это?
– Вот представьте себе, – вы проходите по залам, смотрите на картины и идете себе дальше, и вдруг – раз! – одна картина заставляет вас обернуться или даже вернуться, или же вы смотрите на нее несколько дольше обычного. Так вот, большинство людей, к сожалению не фиксируют подобные моменты и не задумываются почему именно одна из многих картин заставила их задержаться, но вы – мой студент, и с этого момента – вы начнете задумываться. Желаю вам удачного похода в музей.
Я потащилась в музей. Возле одной картины честно простояла дольше обычного – мне хотелось все рассмотреть повнимательнее. Записала название картины. Что дальше с этим делать?
– Следующее задание – пусть картина оживет, напишите, как это произойдет.
Моя картина ожила удивительно легко – это была правильная картина: дождь мелкий моросил, фонари покачивались и отражались в лужах, люди вываливались из ресторана на улицу, запах пряных блюд вырывался из открытых парадных дверей ресторана, смешиваясь с запахом дождя… лица надменные, двойные подбородки, цепочка золотая… швейцар услужливо дверь придерживал, визг тормозов и крик дамы в шляпе -  ее обляпало проезжавшее мимо такси, она отряхивала грязные капли с мехового манто… Так ожила картина, даже диалоги возникли между выходившими из ресторана людьми.
Следующее задание Ганцера было таким:
– Теперь запишите любые ассоциации, которые у вас вызывает эта картина – пусть даже самые неожиданные.
Сделано.
– А теперь дома запишите в тетрадку и принесите завтра любую цитату – из любой книги или газеты, можно рекламы, или фразу из телепередачи – можно несколько.
– Готово.
– А теперь самое важное задание и к тому же полезнейшее упражнение для всего класса – free writing… Почему полезнейшее? Потому, что если впредь не будете знать что делать/писать/решить/предпринять…. займетесь фри райтингом и все станет на свои места. К тому же, все величайшие произведения были написаны именно при помощи этого способа.
Итак, все достали ручки и листки бумаги… Теперь – полная тишина, сядьте удобнее – расслабьтесь, ноги вытянуты, глаза полузакрыты, во всем теле полное расслабление – сейчас будете писать, но! никакого напряжения мысли и применения правил пунктуации. Главное условие, чтобы ручка от бумаги не отрывалась… всем понятно? Не сметь прекращать писать ни под каким предлогом.
-Но, профессор, можно оторваться хотя бы на минуту и подумать?
-Нет, ни в коем случае, в этом все и дело – если мысль остановилась – пишите другую мысль, причем немедленно. Еще раз повторяю: грамматика и пунктуация, в данный момент, ни вас, ни меня не интересуют. Я даю вам 20 минут, кто перестанет писать в течение этого времени – получит плохую оценку, я все вижу.
– Так что писать то?
– Неважно ЧТО, важно писать ВСЕ ВРЕМЯ, без остановки…Понятно?
– Но если будет несвязно?
– Потом свяжете… поехали… я засекаю время.
Студенты в страхе принялись строчить как ошпаренные.
Стояла мертвая тишина – все боялись поднять головы и остановиться.
Один студент – совсем юный мальчик – индус, вдруг заплакал, положив голову на стол.
Все удивились кроме Ганцера, он похлопал мальчика по плечу и сказал, что это нормально – просто подсознание выбросило на поверхность то, что сознание тщательно маскировало. Мальчик этот писал о том, что девочка, которую он любит осталась в Индии и он пишет ей письма тайно, но если кто-нибудь узнает об этом, то девочка будет по каким-то их кастовым правилам заклеймена позором, и он очень боится за нее, а перестать писать – невозможно для обоих.
Это было невероятно странно: если бы не мой почерк,- я бы не поверила, что это я написала этот текст без запятых и заглавных букв, – это был поток сознания – обрывочный и бессвязный и очень неожиданный, но Ганцер назвал его харизматичным и сказал, что я уже готова писать эссе:
– Да-да, теперь вы свяжете – ассоциации связанные с картиной, цитаты из книги и ваш фри райтинг – или любую часть его.
Я написала эссе.
А теперь, – сказал Ганцер, – Переписать, обтесывая и отбрасывая все лишнее.
Я переписала.
А теперь, – опять переписать, добавив несколько примеров, иллюстрирующих вашу главную идею.
А теперь еще раз переписать, добавив детали.
А теперь переписать, связав ключевые слова в разных частях эссе.
А теперь переписать, изменив обычные слова на более выразительные, в английском вам хватит слов – их там до фига!
А теперь переписать, добавив эпитетов и метафор.
А теперь переписать, усилив смысл, задавая вопросы в конце каждого абзаца, отрицающие все то, что утверждает абзац.
А теперь прочитать эссе соседа и сделать ему замечания, и он пусть ваше прочтет, и после переписать с учетом замечаний соседа.
А теперь не трогать эссе неделю, а потом опять перечитать и переписать…
А теперь переписать…
А теперь переписать…
И еще десять раз.
Эссе мне снилось ночами. Я вскакивала среди ночи, чтобы записать всплывшее слово или фразу. Я помнила эссе наизусть.
После этого класса, я поняла, что вообще не могу перестать исправлять написанное – это бесконечный и удивительно захватывающий процесс и все письменные работы для других классов – я сдавала на две недели раньше, потому что не могла перестать исправлять и это занимало очень много времени.
Я думала, что Ганцер мне плохие отметки поставит, ведь он все время был чем-то недоволен. А он сказал в конце семестра:
– Хотите поехать в такой лагерь на шесть недель, все оплачено: жилье, питание и обучение – будете писать минимум часов 6 в день, только писать – больше ничего. Всего два студента из моего класса избранны мной, вы в том числе. Это – специальный курс и треннинг только для особых студентов, которые пишут несмотря на то, что вроде бы не должны писать, а вот пишут… После этого курса вы перейдете на другой уровень.
Почему я "не должна была писать, но писала"- потому, что на неродном языке и в семье не было литераторов – я была идеальным кандидатом для этого курса.
Я не поехала – не могла ребенка оставить, я не перешла на другой уровень. Но лишних знаний не бывает.
А мальчик индус поехал…
Еще Ганцер сказал:
– Вы должны учиться – получить бакалавра, потом магистра.
– Но мне же будет уже 30 лет тогда…..
– Вам так или иначе будет 30 лет, так будете магистром в 30 лет. Не спорьте, слушайте профессора.
Я послушалась профессора.
Я не перешла на другой уровень. Но темы все же толпятся в голове и просят выхода… Они везде – эти темы, оказывается…
Надо написать.
Потом переписать.
Потом еще раз, добавив…
Потом еще раз, сократив…

Евгения Горац


 

Не уходите, почитайте ещё:

Интересная статья? Можно поделиться, кликнув на кнопку:
Комментарии на Блог
Один комментарий
  1. Anna

    И как вы только находите такие статьи!!!
    Читаю, наслаждаюсь, жду еще…

Оставьте ваш комментарий или вопрос