Свет миру

  Автор:
  83

    

За что Лев Толстой ненавидел Шекспира?

Это не праздный вопрос личных пристрастий.

Ответ на него объясняет разницу между человеком, который так и не познал истины, и другим, спасённым при жизни.

В самом первом сонете Великий Бард его назвал fairest creature, человеком, способным на рост и изменение, способным прорасти через собственную крышу.

Это – разница между человеком просто честным и честнейшим. Между ними пропасть.

И эта разница рождается в брачном чертоге, из которого изгоняется своевольный, строптивый, хоть и честный, себялюбец.

Древнегреческий философ Протагор, живший в десятом веке до новой эры, оставил нам свою знаменитую формулу:

"Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют".

Мера Толстого – правила линейной (житейской) логики, порядок и последовательность.

Но линейная логика хороша для других случаев. В вопросах жизни и смерти она ведёт человека в дурную бесконечность, в тупик хождения по кругу.

Честных людей, указывающих на зло и пороки и сражающихся с ними, немало. И всех их настигала внезапная смерть.

А честнейших, претерпевших всё до конца и спасённых, не увидит и не услышит ни слепой, ни глухой, а только зрячие и слышащие.

Сонеты Шекспира – это уникальный гипертекст, охватывающий всю жизнь человека, способного к развитию и росту.

Мы о гипертекстах уже не раз говорили.

    

Но говорить о них практически невозможно, потому что читатель и автор должны быть сотворцами, той самой водой и мукой, которую сболтать сболтаешь, а разболтать не разболтаешь.

И тогда рождается третий, спасённый и спаситель одновременно.

Этот третий и есть искусство ответственности.

В семидесятом сонете в самой первой строчке мы читаем:

     That thou art blamed shall not be the defect…

     (Так твоё искусство ответственности не будет отступлением.)

Зря я ругала переводчиков. Они уже давно прощены, лишь бы только не служили они к соблазну глухих.

Чтобы овладеть искусством ответственности нужно уйти из мира и в него вернуться невидимыми и неуязвимыми.

Зачем праведному Лоту сказали "Беги!" ?

Беги без оглядки, а жена зачем оглянулась? Что-то забыла с собой взять?

    

Гипертекст предполагает умение находить ассоциативные связи с тем, что уже давно известно. Очень давно, за много столетий до нас. Причём, эти связи образуются мгновенно.

Так дивно мы устроены.

О том же говорил царь Давид, который жил в десятом веке до новой эры.

Всё. Прощаюсь с вами до новой встречи.

Во вторник читаем сонет 71.
Пока!
 


 

Не уходите, почитайте ещё:

Интересная статья? Можно поделиться, кликнув на кнопку:
Оставьте ваш комментарий или вопрос