За что Лев Толстой ненавидел Шекспира?
Это не праздный вопрос личных пристрастий.
Ответ на него объясняет разницу между человеком, который так и не познал истины, и другим, спасённым при жизни.
В самом первом сонете Великий Бард его назвал fairest creature, человеком, способным на рост и изменение, способным прорасти через собственную крышу.
Это - разница между человеком просто честным и честнейшим. Между ними пропасть.
И эта разница рождается в брачном чертоге, из которого изгоняется своевольный, строптивый, хоть и честный, себялюбец.
Древнегреческий философ Протагор, живший в десятом веке до новой эры, оставил нам свою знаменитую формулу:
"Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют".
Мера Толстого - правила линейной (житейской) логики, порядок и последовательность.
Но линейная логика хороша для других случаев. В вопросах жизни и смерти она ведёт человека в дурную бесконечность, в тупик хождения по кругу.
Честных людей, указывающих на зло и пороки и сражающихся с ними, немало. И всех их настигала внезапная смерть.
А честнейших, претерпевших всё до конца и спасённых, не увидит и не услышит ни слепой, ни глухой, а только зрячие и слышащие.
Сонеты Шекспира - это уникальный гипертекст, охватывающий всю жизнь человека, способного к развитию и росту.
Мы о гипертекстах уже не раз говорили.
Но говорить о них практически невозможно, потому что читатель и автор должны быть сотворцами, той самой водой и мукой, которую сболтать сболтаешь, а разболтать не разболтаешь.
И тогда рождается третий, спасённый и спаситель одновременно.
Этот третий и есть искусство ответственности.
В семидесятом сонете в самой первой строчке мы читаем:
That thou art blamed shall not be the defect...
(Так твоё искусство ответственности не будет отступлением.)
Зря я ругала переводчиков. Они уже давно прощены, лишь бы только не служили они к соблазну глухих.
Чтобы овладеть искусством ответственности нужно уйти из мира и в него вернуться невидимыми и неуязвимыми.
Зачем праведному Лоту сказали "Беги!" ?
Беги без оглядки, а жена зачем оглянулась? Что-то забыла с собой взять?
Гипертекст предполагает умение находить ассоциативные связи с тем, что уже давно известно. Очень давно, за много столетий до нас. Причём, эти связи образуются мгновенно.
Так дивно мы устроены.
О том же говорил царь Давид, который жил в десятом веке до новой эры.
Всё. Прощаюсь с вами до новой встречи.
Во вторник читаем сонет 71.
Пока!