Во вселенной всё развивается и движется по пути наименьшего сопротивления. Бакминстер Фуллер
Значит, прав был Эдисон, когда утверждал, что человеку не свойственно делать умственные усилия.
Идти против течения, не входит в замыслы природы.
Я хочу сейчас возвратиться к поговорке, которую мы прочли в прошлый раз:
He that will thrive must rise at five.
В наших словарях слово thrive в этой поговорке переведено как преуспевать, процветать.
Но слово thrive ещё означает буйно, пышно расти, разрастаться.
Мы, однако, вспомним притчу о бесплодной смоковнице.
Утром, идя в храм, Спаситель по дороге взалкал и увидел смоковницу всю в зелёных листьях. Но было ещё не время плодов. (Мк. 11: 13)
Подойдя к ней ближе, Спаситель сказал: ‘вовек не будет на тебе плода’, и она в одночасье засохла.
Сколько всякого вздора написано об этой притче, сколько "интерпретаций", а ответ знает только тот, кто молчит.
Что можно ответить слепым и глухим! Что смоковница упустила свой шанс?
- Но ведь было не время!
И человек сплошь и рядом упускает, когда чего-то ждёт, не видя своего шанса. А самарянка не упустила.
Однако интерпретаторы не умолкают, и несть им числа. Покоя им не дают загадки и тайны.
И всё-то они знают, всё понимают и всё нам тут же объяснят. Они не сражаются с Шекспиром, не возмущаются. Они скромно опускают глазки и, как бы, снисходят к его шалостям.
Как сказала остроумная американская писательница Сьюзен Зонтаг: "Интерпретация – это когда посредственность делает комплименты гению".
Посредственность она со всем согласна, лишь бы не трогали.
Посредственность знает всё и обо всём, но не знает самого главного:
С чем борешься, тем и становишься.
Поэтому ученик называется воином.
Спаситель наш вынудил Савла с Собой сразиться. И вот Савл, бывший противник, уже Апостол веры.
Ева вынудила Адама с ней сразиться. И вот родился новый Адам, наш Спаситель.
И этот факт имеет непосредственное отношение к освоению чужого языка.
Об этом говорит К.Д. Ушинский:
"Учащиеся борются с мыслью избранного автора, и в этой плодотворной борьбе крепнут их собственные силы. Понять вполне и до глубины проводимую мысль и все её оттенки и найти в родном языке соответствующее выражение. Ум, рассудок, воображение, память и дар слова упражняются в одно и то же время".
О том же говорил и академик Л.В. Щерба. Слава Богу, что любая литература теперь доступна.
Бороться с мыслью, это же гениально! Для этого нужно, чтобы мысль была крепкой.
Шекспир для этого подходит, как никто другой.
А интерпретаторы разве сражаются? Они легли под него и млеют. И сочиняют про него всякий вздор.
А он-то с ними точно сражаться не станет.
Не случайно он писал так, чтобы дурак не понял.
Умный орех раскусит и найдёт ядро.
А я прощаюсь с вами до следующей встречи.