Синдром отличника

  Автор:
  480

Когда-то, уже не помню когда, я прочла фразу, которая меня зацепила:

Хороший студент учится по одной книге!

Загадочная сентенция, не правда ли? Главное, что объяснить ее невозможно в принципе. Тут как раз тот самый случай, когда “имеющий уши да слышит”.

Но это имеет самое непосредственное отношение к изучению иностранного языка.

Книга, написанная Мастером неисчерпаема.

Чем читать тонны литературы, как нам советуют, лучше изучать и продолжать изучать одну книгу, с годами открывая в ней все новые и новые глубины.

Это, конечно, не должно восприниматься буквально.
Речь идет об опасности поверхностности.
Есть такой психологический термин: «Синдром отличника».
Это когда человек больше заботится о том, чтобы не быть, а казаться.
Не дай Бог он чего-то не знает – что люди подумают! (Синдром идиота)

Сколько радости доставляет медленное чтение, которое, кстати, называют чтением интенсивным.

Давайте вслушаемся в это слово – intensive. И снова будем учиться у языка.
in + tensive (создающий напряжение)
И мы, конечно, сразу же вспомним слово т о к (high-tension current – ток высокого напряжения)
То есть, читать интенсивно, значит, попасть в зону высокого напряжения.

Противоположный ему способ чтения – чтение экстенсивное (б е з   н а п р я ж е н и я), когда мы как бы отпускаем себя и весь процесс "поглощения" текста происходит легко, без напряжения.

Музыканты знают, как трудно разбирать по нотам новую вещь, особенно, если вы ее никогда до этого не слышали. (Это – интенсивное чтение). Но по мере того, как нотный текст открывается, руки уже играют сами, что удивляет людей, далеких от музыки: "как это ты играешь, не глядя на клавиатуру, а только в ноты?"

Глаза читают, а руки играют сами, легко, без напряжения.

А затем руки запоминают весь нотный текст, и музыкант играет наизусть сколь угодно длинные вещи.
То есть интенсивное действие сменяется экстенсивным, как вдох и выдох, как две фазы единого процесса.
То же происходит и в процессе чтения на новом для нас языке.

Ясно, что интенсивная фаза – самая важная. От нее зависит, как пойдет фаза сборки текста.

В первой фазе детально рассматривается лексика, грамматика, фонетика (форма), а во второй – происходит осмысление прочитанного (содержание).

Чтобы начать говорить, нужно все изучаемые тексты неоднократно читать вслух, так же как музыкант разучивает новую пьесу.

Теперь, представьте себе, как чувствует себя человек с синдромом отличника. У него нет времени на медленное и вдумчивое чтение. Его беспокоит одно – а вдруг я чего-то не успею!

Вот почему из отличников никогда не получается гениев.

Тест

Оцените в баллах, насколько применимо к вам данное утверждение: «всегда» – 1 балл, «очень часто» – 2 балла, «часто» – 3 балла, «иногда» – 4 балла, «редко» – 5 баллов, «очень редко» – 6 баллов, «никогда» – 7 баллов.

1. Из-за страха я избегаю участия в определенных видах деятельности.
2. Когда я чувствую, что могу потерпеть неудачу в важном для меня деле, я становлюсь нервным и озабоченным.
3. Я беспокоюсь.
4. У меня необъяснимая тревога.
5. Я стремлюсь к совершенству.
6. Мне приходится оправдывать свои ошибки.
7. Я чувствую, что в определенных областях, я непременно должен иметь успех.
8. У меня депрессия, когда я терплю неудачу.
9. Я злюсь на людей, которые мешают моим попыткам преуспеть и из-за которых я, в результате, выгляжу хуже.
10. Я самокритичен.

Теперь подсчитайте сумму баллов за все ответы. Если вы набрали от 47 до 70 очков, у вас все нормально, ваш здоровое стремление к идеалу не отравляет вам жизнь. Если же ваша цифра колеблется где-то между 0 и 46, вы подвержены страху перед неудачей

                                           Good bye! See you next time!


 

Не уходите, почитайте ещё:

Интересная статья? Можно поделиться, кликнув на кнопку:
Оставьте ваш комментарий или вопрос