Так лови, чтоб самому уйти!

  Автор:
  567

auroradetailtop_600 "Если глуповцы с трудностью переносили бедствия самые ужасные, если они и после того продолжали жить, то они обязаны были только тому, что вообще всякое бедствие представлялось им чем-то совершенно от них независящим, а потому и неотвратимым. Самое крайнее, что дозволялось ввиду идущей навстречу беды – это прижаться куда-нибудь к сторонке, затаить дыхание и пропасть на всё время, пока беда будет кутить и мутить. Но и это уже считалось строптивостью; бороться же или открыто идти против беды – упаси Боже!
                  М.Е Салтыков – Щедрин
«История одного города»

Можно ли сравнить человеческую речь с игрой на фортепиано с точки зрения биомеханики движений? Участвует ли сознание человека в том и другом случае или это всё суть условные рефлексы, ответ на внешний стимул – выйти и сыграть музыкальную пьесу или ответить на вопрос?

Казалось бы, забавный вопрос.

Владимир Кузьмин, известный певец и гитарист рассказывал, как однажды во время выступления он забыл слова следующего куплета. Во время импровизации спрашивает у бас-гитариста: «Что там дальше?» Тот пожимает плечами. Спрашивает у другого – и тот не знает. Подходит к ударнику, кричит ему в ухо: «Слова, слова?», а тот ему в ответ: «А что поём?»

А сколько раз я ловила себя на том, что, читая детям вслух, я думала в это время совершенно о другом, и не могла вспомнить ни слова из прочитанного, хотя читала правильно и даже выразительно.

А баскетболист, забрасывающий мяч в корзину, делает это осмысленно или автоматически? Виртуозный игрок может забросить мяч, не глядя. Но это лишь навык, доведённый до автоматизма. Чаще всего выбирают самого длинного игрока, который «насобачился» забрасывать мячи, и ставят его на определённое место. Но, если игрок обладает стратегическим мышлением и может организовать игру, то «мозги» ему в этой ситуации всё-таки нужны.

Один очень ловкий молодой человек, журналист по профессии, поехал в Америку и обнаружил там множество наших соотечественников, так и не научившихся прилично говорить по-английски (т.е. по-американски, учитывая специфику произношения).

Пообщавшись с ними, он понял, что ни адаптироваться они в Америке не смогут, ни работы приличной не найдут. И решил тогда этот молодой человек помочь своим соотечественникам. Он разработал метод дрессуры, в полном смысле этого слова, и получил весьма неплохие результаты. Имя его стало известно далеко за пределами деревни Нью-Йорк, как он сам изволит выражаться. Сейчас он достаточно богат и имеет учеников, достойных своего учителя. Имя этого гения от педагогики Михаил Шестов. С ним можно познакомиться в Интернете. Я не поленилась, познакомилась с его методом, и скажу вам, что это гениально. Но даже намёка на шевеление мозгами там нет. Скорее наоборот. Отрабатывая произношение на конкретном предложении, он предупреждает: если у кого-нибудь появится желание узнать, о чём там идёт речь, немедленно прекратите чтение и начинайте всё с начала, отключив мозги, и думая только о том, как это произносится. Он придумал очень медленное, чрезмерно преувеличенное артикулирование звуков, похожее на своеобразный бодибилдинг, и в результате усиленных и систематический тренировок, что-то похожее на английский (американский) язык начинает получаться. Кроме того, в программу обучения входит печатание изучаемых текстов десятипальцевым методом и так называемый spelling, печатание новых слов особым способом по буквам.

Михаил Шестов называет свой метод методом для тупых, причисляя и себя без ложной скромности к сим последним. Он говорит, что не считает себя особо одарённым, но играет на рояле, может быстро отредактировать текст любой сложности на любом языке, создал свой метод обучения таких же, как и он, не шибко одарённых, благо никогда не был профессиональным педагогом, печатает на компьютере с завидной скоростью, и, в конце концов, богат и известен, и всё это благодаря усвоенному им американскому позитивному мышлению. На знамени американцев написано: «Из любой ситуации я должен выйти победителем».

Но метод Михаила Шестова требует от педагога невероятных энергозатрат, которые можно сравнить с попытками вытащить из болота бегемота. Как любит говорить Никита Михалков, всё что делается с звероподобным рвением, никуда не годится. Всё поистине великое делается легко.

Именно поэтому мы не ловим своих читателей в силки обещаний невероятных и очень быстрых успехов. Наш девиз остаётся прежним:

«Тише едешь – дальше будешь».

И прочтите, пожалуйста, на нашем блоге, рассказ Ираклия Андроникова «Кудматая Бокра». Как раз в тему. Три года занимался талантливейший Ираклий с профессором лингвистики Щербой с глазу на глаз на факультативном семинаре, и за три года они успели прочесть восемнадцать строчек из вступления к «Медному Всаднику» Пушкина, да и то ещё не всё разобрали. Но тихо ехали, да далеко уехали.

Андроников оказался учеником, достойным своего учителя.

Только благодаря таким людям нас не постигла участь жителей города Глупова, Слава Богу!

————–

Завтра я постараюсь выпустить третью часть нашего триязычного ансамбля.

До встречи, дорогие друзья!

Не уходите, почитайте ещё:

Интересная статья? Можно поделиться, кликнув на кнопку:
Комментарии на Блог
Один комментарий
  1. Xanty

    Быть “механическим” человеком – это так скучно… Я – за Ваш путь, Ирина. И ведь очень важно, кем ты на этом пути становишься: совершенным, но все же – компьтером, или несовершенным, но – творцом.
    Не поленюсь и приведу слова из письма русского поэта Аполлона Майкова: “«Вы изучаете стихи Пушкина – прекрасно. Лучшего образца, лучшей школы для формы, языка, красоты, строгости, точности, живописности и пр. нет.
    Но это только, так сказать, «плоды древа», плоды таланта.
    Надобно изучить самое «древо» т.е. талант и то, как и чем воспитал его Пушкин, – ибо, я раз Вам сказал как-то, что человек есть посильное изящн произвед самого себя (в противуположность учения о среде).
    А обратили ли Вы внимание, как Пушкин серьезен в этом отношении?
    Следы этой работы над собою можете лучше всего, даже лучше, чем в стихах, можете видеть в его заметках, прозаич отрывках, журнальных статьях. Там что ни мысль, то, видно, тоже плод работы ума и самостоятельности, независимой мысли, созревшей в труде, и уединении и размышлении. Примените к себе эту обработку. Когда обработаете «древо», можно ждать и достойных плодов».

Оставьте ваш комментарий или вопрос