Один наш читатель, давно уже мне написал: ‘я понял, вы хотите втянуть нас в творческий процесс’.
Изучение языка и чтение – это и есть творческий процесс, диалог, соучастие.
Конечно, человеку не хватает живого человека рядом. Не каждому в жизни повезёт его встретить. Но хорошая книга и есть встреча с живым человеком.
Кто хочет освоить язык, тот слышит не только что, но и как говорит автор. А кто не научился слушать, тот останется глухим навеки.
Сегодня я хочу напомнить нашим читателям о том, как важно для человека, действительно стремящегося к цели, ПИСАТЬ РУКОЙ.
Все тексты, назначенные для изучения нужно ПИСАТЬ РУЧКОЙ В КРАСИВОЙ ТЕТРАДИ. Писать вместе с автором.
Вот формула великого Яна Амоса Коменского, что есть человек: УМ – ВОЛЯ – РУКА – ЯЗЫК.
Следовательно, кто не учится на человека, ГЛУП – ЛЕНИВ – БЕЗРУК – КОСНОЯЗЫЧЕН.
Кто умеет коротко и ясно выражать свою мысль, учился этому у великих мастеров. Верно говорят, если хочешь мастерски играть в шахматы, играй с мастерами.
А великие писатели пишут для тебя. И поэты с тобой говорят, чтобы ты услышал. Учись говорить, иначе, ты не научишься молчать, когда для молчания придёт время.
Великих поэтов отличает не возвышенный стиль, а остроумие, умение сформулировать свою мысль так, чтобы его понял тот, кто понял.
Например:
When I find myself in the company of scientists, I feel like a shabby curate who has strayed by mistake into a room full of dukes.
W. H. Auden, англо-американский поэт. (1907 – 1973)
duke – герцог (человек, имеющий дворянский титул)
Мы же, помня о многозначности английских слов, находим в словаре другие значения слова duke:
dukes – кулаки, а ещё – придурки
А слово duking означает (извините) – блевать
shabby curate – захудалый младший приходской священник
У меня со словом duke – неслучайная ассоциация с русским словом индюк от латинского слова indicus и через польское слово indyk пришедшее к нам.
Представьте себе комнату, полную индюков (a room full of dukes).
Теперь эта фраза звучит иначе.
Но к поэту и придраться нельзя, только скрежетать зубами.
Живое слово вызывает живое чувство, а если живая рука это ещё и напишет, то язык сам запомнить эту остроумную фразу.
Сейчас время переоценки ценностей. Всё новое – это хорошо забытье старое.
Я.А. Коменский (1592-1670) был одним из тех одиночек, которые смогли пройти через узкие врата на другую сторону. И идти дальше вниз по пути совершенствования своего метода, "при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха".
Ян Амос Коменский, "Великая Дидактика"
Не это ли сегодняшняя наша мечта!
Everything old is new again!
Но если кто сам в узкие врата не прошёл, тому и Коменского не понять.
А нам говорят – реформа системы. Ох-ох-ох!
А я в субботу вернусь к тридцать четвёртому сонету Шекспира.
Оставайтесь с нами!