Один из лучших американских математиков Норберт Винер математически обосновал, что обратная связь представляет собой петлю, которая позволяет определить, как следствие (результат действия) влияет на причину, вызвавшую ту или иную реакцию.
Были у Винера единомышленники в этом вопросе. Это наши учёные П.К. Анохин и Н.А. Бернштейн.
А вот И.П. Павлов с ними был не согласен, и считал их петлю обратной связи уже давно открытым им условным рефлексом, как у животных, так и у человека, действующим по принципу стимул - реакция.
Например, кошка увидела собаку – взлетела на дерево. Или бабушка поскользнулась на перекрёстке и упала, перейду-ка я на другую сторону, вдруг она ногу сломала. Условный рефлекс!
Много часов провели Павлов и Бернштейн в спорах, но понять друг друга так и не смогли, потому что оба были правы, только Павлов говорил о человеке, каким он его видит, а Бернштейн - о человеке, каким его видит он.
А говорят - наука объективна. Она не может быть объективна, иначе ей некуда было бы развиваться. Её тоже можно назвать too clever by half.
Но соль вопроса в том, что за четыре века до этих физиологов, петлю обратной связи с полным знанием дела использовал Шекспир в своих сонетах.
Прав был Осип Мандельштам, утверждая, что искусство видит то, что наука ещё не видит.
Если вы заметили, сонет состоит из четырнадцати строк. И две последние строки являются ключом ко всему сонету, его кульминационной точкой.
Хотите верно понять весь сонет – обратитесь к финалу. Там ключ.
Вот мы и обратим сегодня особое внимание на две последние строчки второго сонета.
Но прежде прочтём предшествующие:
‘This fair child of mine
Shall sum my count, and make my old excuse',
shell sum my count - подведёт итог
make my old excuse – осуществит моё давно чаемое освобождение
И вот – финал.
This were to be new made when thou art old,
And see thy blood warm when thou feel'st it cold.
when thou art old – когда ты стар
thy blood warm – кровь горяча
when thou feel'st it cold – а ты хладнокровен
Как сказал Дэвид Лоуренс, который пережил сам это второе рождение, "сердце перестаёт тревожиться".
Конец каждого сонета, подводя итог сказанному, одновременно выводит нас на новую орбиту.
И следующий, третий сонет, не может быть понят без первых двух.
На этом я прощаюсь с вами до вторника.
* * * * * *
Дорогие наши читатели,
напоминаю, что в завершение года Шекспира
мы хотим сделать подарок всем:
Заполните форму на странице по этой ссылке:
http://at-english.com/sonnets-key/
и мы сможем сообщить вам о публикации
следующих озвученных сонетов!
Читайте Шекспира. Если дух человека устремлён вверх,
там он и пребывает.
Оставайтесь с нами.