“Не убий”

  Автор:
  83

    

Расскажу вам историю.

Я никогда не беру частных учеников. У меня на это есть свои причины. Но однажды я пошла к стоматологу, и он оказался молодым, очень симпатичным и общительным человеком лет двадцати пяти.

Не помню, как повернулся разговор, но в итоге он напросился ко мне в ученики.Они с женой имели возможность ездить за границу, и он решил, что английский – ему по силам. В дворовой юности он орал что-то по-английски под гитару, и был собой очень доволен. Это он мне уже потом рассказал.

Я составила для него индивидуальную программу. Мне нужно было со своей стороны проверить одну гипотезу, и он, Алексей, кстати подвернулся.

Вначале всё шло хорошо. Мы распевали с ним английские песни. Произношение у него было вполне приличное.
И я постепенно стала, как выразился один из наших читателей, втягивать его в творческий процесс постижения смыслов, а не выучивания слов.

И вот однажды, когда я увлечённо ему что-то рассказывала (наверное, слишком увлечённо), я увидела его глаза, смотревшие на меня с недоумением и любопытством. Он не слушал, о чём я говорила.

И когда он ушёл, я внезапно почувствовала даже не боль в сердце, а ледяной холод. Я помню это ощущение до сих пор.

На второй день я спокойно, но решительно сообщила ему без объяснения причин, что занятия мы прекращаем.
Слава Богу, что уроки мои были бесплатны.

Тогда я и поняла смысл фразы Бернарда Шоу, в том, что мы думаем, что общаемся, но общения нет. В этом вся беда.

Общения нет – значит, что нет обратной связи (которую  английский язык называет feedback). Нет пищи для меня. Нет у меня стимула для работы.

Пищу мне дали Николай Бернштейн и Норберт Винер. Они изучали обратную связь, и я вместе с ними.

    

Если коротко, то, если ученик внимателен, у него обязательно должен был возникнуть вопрос, который и мне дал бы вектор движения нашего разговора. И этот вектор повернул бы наш разговор к началу, давая возможность ему увидеть суть вопроса.

Так образовываются многоуровневые кольца, управляющие процессом. (Н. Бернштейн)

Но в его глазах был вопрос, а зачем это надо вообще. Думать, как оказалось, – это не его занятие.

Стоматология – ремесло, где думать особенно не надо. А в его возрасте – это ещё и поздно. Время упущено. Достаточно того, что он умел зарабатывать деньги. Что ещё человеку для счастья надо!

Но парень он был неплохой, и вообще не понял, что произошло. Не объяснять же ему.
Но, что меня особенно удивило, как отреагировало моё сердце. Про это в Нагорной проповеди сказано: "Не убий".

Времени уже много прошло, но это ощущение ледяной руки смерти я не забуду никогда.

Были ещё похожие попытки с разных сторон, но я была во всеоружии.

Наши старые читатели помнят про англичанина Исайю Берлина, который нас научил, что …
"Лис знает много секретов, а еж, один, но самый главный".
(Архилох)

Кстати и Черепаха, которую никогда не смог бы догнать быстроногий Ахиллес, знала ту же хитрость.

И роза не утратит своей красоты оттого, что есть у неё шипы.

    

А теперь – к делу!

Завтра, в среду 17 января, выходит наша новая работа в рамках серии "Высшее Самообразование" под грифом "Без цензуры".
Она называется "Карьера в невозможном".

    

В ней вы узнаете, откуда приходит feedback, питающая и греющая нас.

Кроме того, вас ждёт ещё один сюрприз.

А я прощаюсь с вами до встречи.
Ждите сообщения завтра!


 

Интересная статья? Можно поделиться, кликнув на кнопку:
Оставьте ваш комментарий или вопрос