Слово – серебро, молчание – золото

  Автор:
  41

   

Есть одно универсальное педагогическое правило, которое нам сообщил наш учитель латинского языка за годы моей учёбы в ин-язе: "Никогда не повторяйте за учеником допущенную им в слове или фразе ошибку. Скажите сразу правильно, не останавливая ученика".

И дети, и взрослые воспринимают повторение ошибки как насмешку, и мы теряем их, так трудно дающееся нам доверие.

Почему это правило универсальное? Потому что оно работает всегда.

Есть молодые пары, которые идут к своему духовнику за благословением на брак. Наставник, только взглянув на пару, знает, что он скажет "нет".

И он часто говорит "нет" без объяснения причин. "Нет", и всё. Бесполезно выяснять причины его ответа.

Это не этическое правило, ни знание науки психологии, это ясновидение.

Никто из молодых людей не обижен, и они вольны поступать по-своему, всё зависит от степени доверия своему наставнику.

Духовник не выступает в роли судьи.

Судья у нас Один.

А мы изучаем язык, и часто во время сомнений обращаемся к нему. Но для этого нужен развитый лингвистический слух, который, как и абсолютный музыкальный слух, чаще всего бывает врождённым. Но и врождённый слух требует развития.

Как говорил мудрец Соломон, нужно слышать тонкости слов.

Возьмём, к примеру, слова "вменяемый","невменяемый".

Слышите корень этих слов? Корень – неизменяемая часть слова.

И Википедия нам выдаёт, ссылаясь на авторитетные источники, что корень этих слов – вмен.

Что делает правильный учитель?

Он не пытается объяснять ученикам, что это ошибка. Он просто говорит, что при поиске корня слов вменяемый и невменяемый, упустили однокоренное слово измена.

Он не ищет, кто допустил ошибку, и не показывает пальцем на ошибающегося.

Учитель не вступает и с учениками в препирательства. Сейчас ученики не слышат родственную связь этих слов.

Указать на ошибку достаточно. Семя даст свои всходы.

Универсальное правило работает и в отношениях между людьми. Не пилить человека или загадочно молчать, а создать мостик между собой и другим. Разноцветную радугу.

    

Это наука или искусство?

Не то и не другое. Это – любовь! Проникновение духа истины во внутренние тайники другого человека, и открывающие источники жизни.

Тайна сия велика есть!

Мы многого не знаем о себе, а когда узнаём, восклицаем: "Я дивно устроен!"

Все языки питаются из одного источника. Строители Вавилонской башни не знали об этом источнике, они хотели создать СЕБЕ ИМЯ.

Для них главным словом в жизни было слово Я. А для нас главное слово – Он. Все эти строители перессорились, переругались между собой, но башня так и не была построена.

Но Он соблюдает универсальное педагогическое правило.

Сам Он ошибок не совершает. Но незаметно исправляет наши ошибки, в надежде на то, что человек Его слышит.

Иногда слух всё же открывается.

Развитие слуха – процесс не бесконечный. Совершенный слух – умение не только слышать, но и создавать молчание.

Как говорил Гамлет у Шекспира, "дальнейшее молчание".

"Знающий молчит – говорящий не знает".

А я прощаюсь с вами до следующей встречи.

P. S.

Эмили Дикинсон имела прекрасный слух, но не дожила до молчания, умения освобождаться от власти слов.

И только Шекспир, Великий Бард, овладел этим божественным искусством.

Вскоре мы продолжим чтение шекспировских сонетов, а пока читайте ещё и ещё те, что уже прочитаны. Там нет слов, а есть Слово.

До встречи!
 

    
              ЗАКАЗАТЬ>>>
              с 11 по 18 сентября
              по стартовой стоимости
 

Интересная статья? Можно поделиться, кликнув на кнопку:
Оставьте ваш комментарий или вопрос