
Есть одно универсальное педагогическое правило, которое нам сообщил наш учитель латинского языка за годы моей учёбы в ин-язе: "Никогда не повторяйте за учеником допущенную им в слове или фразе ошибку. Скажите сразу правильно, не останавливая ученика".
И дети, и взрослые воспринимают повторение ошибки как насмешку, и мы теряем их, так трудно дающееся нам доверие.
Почему это правило универсальное? Потому что оно работает всегда.
Есть молодые пары, которые идут к своему духовнику за благословением на брак. Наставник, только взглянув на пару, знает, что он скажет "нет".
И он часто говорит "нет" без объяснения причин. "Нет", и всё. Бесполезно выяснять причины его ответа.
Это не этическое правило, ни знание науки психологии, это ясновидение.
Никто из молодых людей не обижен, и они вольны поступать по-своему, всё зависит от степени доверия своему наставнику.
Духовник не выступает в роли судьи.
Судья у нас Один.
А мы изучаем язык, и часто во время сомнений обращаемся к нему. Но для этого нужен развитый лингвистический слух, который, как и абсолютный музыкальный слух, чаще всего бывает врождённым. Но и врождённый слух требует развития.
Как говорил мудрец Соломон, нужно слышать тонкости слов.
Возьмём, к примеру, слова "вменяемый","невменяемый".
Слышите корень этих слов? Корень - неизменяемая часть слова.
И Википедия нам выдаёт, ссылаясь на авторитетные источники, что корень этих слов – вмен.
Что делает правильный учитель?
Он не пытается объяснять ученикам, что это ошибка. Он просто говорит, что при поиске корня слов вменяемый и невменяемый, упустили однокоренное слово измена.
Он не ищет, кто допустил ошибку, и не показывает пальцем на ошибающегося.
Учитель не вступает и с учениками в препирательства. Сейчас ученики не слышат родственную связь этих слов.
Указать на ошибку достаточно. Семя даст свои всходы.
Универсальное правило работает и в отношениях между людьми. Не пилить человека или загадочно молчать, а создать мостик между собой и другим. Разноцветную радугу.

Это наука или искусство?
Не то и не другое. Это - любовь! Проникновение духа истины во внутренние тайники другого человека, и открывающие источники жизни.
Тайна сия велика есть!
Мы многого не знаем о себе, а когда узнаём, восклицаем: "Я дивно устроен!"
Все языки питаются из одного источника. Строители Вавилонской башни не знали об этом источнике, они хотели создать СЕБЕ ИМЯ.
Для них главным словом в жизни было слово Я. А для нас главное слово - Он. Все эти строители перессорились, переругались между собой, но башня так и не была построена.
Но Он соблюдает универсальное педагогическое правило.
Сам Он ошибок не совершает. Но незаметно исправляет наши ошибки, в надежде на то, что человек Его слышит.
Иногда слух всё же открывается.
Развитие слуха – процесс не бесконечный. Совершенный слух – умение не только слышать, но и создавать молчание.
Как говорил Гамлет у Шекспира, "дальнейшее молчание".
"Знающий молчит – говорящий не знает".
А я прощаюсь с вами до следующей встречи.
P. S.
Эмили Дикинсон имела прекрасный слух, но не дожила до молчания, умения освобождаться от власти слов.
И только Шекспир, Великий Бард, овладел этим божественным искусством.
Вскоре мы продолжим чтение шекспировских сонетов, а пока читайте ещё и ещё те, что уже прочитаны. Там нет слов, а есть Слово.
До встречи!

ЗАКАЗАТЬ>>>
с 11 по 18 сентября
по стартовой стоимости









